Источник в Поломе

В трёх километрах от села Барятино на дороге Барятино  Мосальск стоит указатель, приглашающий посетить Поломские святые источники. Так было не всегда. Шесть лет назад на этом месте впервые появился указатель Поломский святой источник, в 2006 году его заменил другой Поломские святые источники. С чем это связано?
Народное предание гласит, что более двух сот лет назад, когда люди отличались набожностью и благочестивой жизнью, один пастух, как обычно, пас стадо возле деревни Полом. В этот день был великий праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.
День был очень тёплый, солнечный, будто сама природа славила великого Пророка Иоанна. Во время обеда, когда стадо расположилось на отдых, пастух задремал, но его сон длился недолго. Вдруг его что-то разбудило, и видит пастушок, что на крутом берегу другой стороны речки Крутянки стоит Креститель Господний Иоанн с посохом в руке. Иоанн Креститель ударил своим посохом о землю, и на этом месте забил источник. Пастух был поражен этим видением. Он рассказал людям, что с ним произошло. С тех пор стало почитаться это святое место. Со временем на нём была построена часовня, посвященная Крестителю Господню Иоанну. В праздник Рождества Иоанна Крестителя на этом святом месте стал собираться народ со всей округи. Люди приходили пешком за много километров, приезжали на подводах, количество которых доходило до ста. Служили водосвятный молебен и акафист Иоанну Крестителю. В годы гонений на церковь часовня была разрушена, но никогда не зарастала людская тропа к этому святому месту. Под страхом смерти люди все равно шли сюда, и Креститель Иоанн, по словам старожилов, всех хранил и каждому подавал по вере их, люди, достойные Бога, испивая святой воды из источника, исцелялись.
Седьмой год подряд 7 июля в день Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна из Свято-Никольского храма с. Барятино совершается крестный ход на святые источники, где в этот день проводятся водосвятный молебен и акафист Иоанну Крестителю, которые являются прославлением самого Пророка и чуда его явления на этом месте.
Этот день  день Рождества Пророка. Как повествует нам житие, Иоанн родился, когда его родители были уже в преклонном возрасте. Захарий и Елисавета, так звали родителей Иоанна Крестителя, были из знатных родов. У еврейского народа считалось, что люди, не имеющие детей, наказаны Богом, поэтому у них не брали даже милостыни. Всю свою жизнь они проводили в вере и благочестии. Горячая молитва, терпение и упование на Бога помогли все перенести этой праведной чете. Господь даровал им дитя, которое потом стал Крестителем самого Господа Иисуса Христа. Все свою жизнь Иоанн Креститель проводил в строгом посте, ел акриды (акриды  это род растения, похожего на зеленые деревца наподобие куста нашей сирени, имеет кругловатые, солоноватые на вкус листочки, которые можно есть как салат и как приварок. Церковно-славянский словарь. Москва, Паломник, 2000, стр. 3.) и дикий мед и жил в пустыни. Он призывал народ на покаяние, приготовляя народ для встречи с Господом Иисусом Христом: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Призывая народ на покаяние, Иоанн Креститель обличал грехи всех к нему приходящих, не взирая на богатство и бедность, в том числе самого царя Ирода. Вся его жизнь была посвящена жизни в вере и проповеди. В Евангелии есть слова, сказанные Спасителем об Иоанне: Нет большего рожденного женами в Царствии Небесном как Иоанна Крестителя. Его жизнь и мученическая кончина свидетельствуют о том, как велик Иоанн Креститель в Царствии Божием.
В 2002 году на источнике произошло другое великое чудо  троекратное явление Калужской иконы Божией Матери одному христианину. Царицей Небесной было сказано о том, что в Поломе будет не один, а 7 источников, среди них  Божией Матери. Богородица указала, как найти этот источник. Её пророчества сбылись: на указанном месте действительно был найден источник, получивший название Калужской иконы Божией Матери. Через некоторое время был открыт ещё один источник, получивший название Святителя и Чудотворца Николая. С Божьего благословления откроются и все остальные источники. Так Господь избрал это место для явления нам своей милости, чтобы приходили сюда, очищаясь телесно и духовно, — считают те, кто приходит сюда.
Святые источники называются Поломскими в честь деревни Полом, возле которой они находятся. Сколько ей лет, откуда такое название? Археологические исследования, проведенные в нашем районе, свидетельствуют о том, что наши земли в десятом веке заселяли вятичи. Как они попали в то место, на котором находится д. Полом? Как было в те далёкие времена, по водному пути: из Десны в Болву, Неручь, из неё  в речку Крутянку, которая протекает за деревней. Из поколения в поколение передаётся в деревне рассказ о том, что в древние времена на месте нынешней деревни был непроходимый лес, который во время сильного урагана был повален, то есть пал на землю. Первые люди пришли на это место, расчистили для проживания: нужные деревья оставляли для обустройства жилья, корчевали пни, всё ненужное сжигали, то есть палили. Это поселение назвали Паломом. Корень пал- свидетельствует об отражении в этом названии освоения человеком природы, способа расчистки земли. Место оказалось благодатным: вокруг леса, богатые грибами, ягодами и разным зверьём, птицей, речка с многочисленными ключами, протекающая через деревню, давала питьевую воду для людей и животных, в ней водилось много рыбы.
Интересен тот факт, что на карте Калужской губернии 1871 года  Полом, в документах переписи населения 1782 и 1897 годов деревня записана с буквой -о- в корне (Полом), в 1859 и 1896 годов  с буквой -а- (Палом). Видимо, во время создания карты Калужской губернии и переписи 1782 и 1897 годов были допущены ошибки. С прошлого века деревня пишется с буквой -о- в корне без всяких объяснений. Те, кто не знает историю появления деревни на этом месте, связывают её название с паломничеством на святые источники и пишут название деревни с буквой -а- в корне (Палом).
Интересным является название речки, протекающей через деревню: по документам переписи населения в 1859 году  Утятник (видимо, как место плавания уток), по карте Калужской губернии 1871 года  Долотовка (видимо, связано с изготовлением предметов быта из дерева), по документам переписи в 1897 году  Бучила (много ключей, которые бучат землю, опасность бухнуть в них, провалиться, так как эти места представляют собой зыбкое место), с прошлого века река называется Поломкой (по названию деревни).
Из рассказов старожилов, раньше деревня была большой. Об этом свидетельствуют и данные переписи населения: в 1859 году  252 человека, 1896  341, 1897  345. Увеличение населения деревни происходило в результате естественного прироста населения, но и в результате того, что иногда паломники, прибывающие на святой источник, женились, выходили замуж и оставались в ней. В 1859 году в ней был 31 двор, семьи в основном были большими.
С давних времён жители этой деревни занимались изготовлением саней, телег, грабель, конской упряжи, деревянной посуды, прялок, ткацких станов; выращивали хлеб, лён, коноплю, овощи, разводили скот, пряли шерсть, ткали лён, шили одежду, валяли валенки, плели лапти; многие мужчины были хорошими каменщиками, плотниками, поэтому зимой уходили в отход, в том числе и в Москву. В послевоенное время колхозники деревни занимались выращиванием зерновой продукции и молочным производством. Жители деревни являлись участниками практически всех событий, происходивших в истории нашего государства, с достоинством выполняли свой гражданский и христианский долг.
С 1775 года деревня входила в состав Серпейского, с 1796 года  Мосальского уезда. С конца XVIII века принадлежала Афанасию Абрамовичу Гончарову, деду Натальи Гончаровой, жены Александра Сергеевича Пушкина. Во второй половине XIX века была продана князю А.А. Барятинскому.
Великая Отечественная война унесла жизни большинства мужского населения деревни. Миграция жителей из деревни в поисках работы и лучшей жизни продолжила этот процесс. Сегодня в ней в 12 домах проживает 21 человек. Почти все они  пенсионеры, занимаются личным хозяйством.
За эти годы место, где находятся Поломские святые источники, стало не узнаваемым. Ранее заросший высокой травой и кустарником, божественный уголок природы превратился в благодатное место. Эти изменения связаны с открытием в с. Барятино в 2000 году Свято-Никольского храма и деятельностью настоятеля храма священника Николая Андриянова. Именно его большим энтузиазмом и стараниями, вовлечением в благотворительную деятельность прихожан храма и ктиторов на Поломских святых источниках построены мост через речку, две купальни, три колодца, часовня, дом для паломников, проведено электричество, заложен дендропарк.
Кроме дня Рождества Крестителя Иоанна, на Поломских святых источниках проводятся и другие праздники: в ночь на 19 января в праздник Крещения Господня совершается Великое освящение воды, 31 июня и 15 октября  празднования в честь Калужской иконы Божьей Матери, 11 сентября  праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.
Жители деревни Полом не представляют свою жизнь без святых источников. Возвращаясь с работы в поле, на ферме, заходили сюда, чтобы набраться сил, сказать спасибо за прожитый день, попросить указать путь истинный на день следующий. Всегда шли они и идут сюда за поддержкой в трудную минуту. Отправляясь в дальний путь, и сейчас берут воду с собой. Те, кто покинул родные места, приезжают сюда, привозят своих детей, внуков и знакомых.
Из всей округи и из дальних мест сюда идут и едут люди, чтобы испить студёной святой воды, искупаться в ней, очистить душу и тело, набраться сил, чтобы жить по-божьи, по-совести. На Крещение вода выбирается в колодцах так, что приходится ждать, пока уровень воды в них не поднимется вновь.
Источник исцелений  исцеления подаваете всем требующим,  от приснотекущего источника Спаса нашего…, — говорится в стихире водосвятного молебна, и слова эти в переводе не нуждаются.

По благословению настоятеля Свято-Никольского храма о. Николая
члены отряда «Поиск» и воспитанники воскресной школы
при Свято-Никольском храме под руководством Донниковой Н.А.,
учителя русского языка и литературы
МОУ «Барятинская средняя общеобразовательная школа».

(598)

Комментирование запрещено